У каждой буквы свое назначение и своя история. Зная ее, ребенок будет с большим интересом относиться к обучению. Для начала задайте вопрос: «Зачем людям буквы?»

Как появилась письменность?

Буквы нужны, чтобы мы могли записывать и читать слова и предложения.  Без букв не было бы книг. Только представь себе мир без книг! Без них не было бы, ни компьютеров, ни телевизоров, ни кино, ни мультфильмов. А знаешь почему? Люди не смогли бы просто изобрести все эти замечательные вещи.

Давным-давно, они жили в пещерах и одевались в звериные шкуры.  Чтобы добыть себе  еду, они охотились и собирали разные плоды и коренья. Люди рисовали на стенах и сводах пещер животных, считая, что эти изображения помогут им в жизни. И они действительно помогли. Со временем рисунки стали использовать для того, чтобы рассказать о той или иной жизненной ситуации. С помощью изображений несложно записать одно предложение. Например, оставить своим домочадцам записку: «Ушел на охоту»

А теперь представь, сколько рисунков потребуется, чтобы запечатлеть большой рассказ о приключениях опытного охотника. Изображения становились меньше  и проще, пока не превратились в причудливые черточки.

Когда появилась письменность в виде «черточек и ризок», люди уже покинули пещеры. Они строили дома, занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Опыт и знания людей росли, их требовалось сохранить и передать потомкам, чтобы тем не пришлось снова возвращаться в пещеры.  Кстати, каждый родитель хочет, чтобы его отпрыск хорошо учился, как раз для того, чтобы у ребенка был хороший дом, а не какая-нибудь пещера.

Нужно было придумать, что-нибудь получше, чем черточки и ризы. А раз есть необходимость, человек обязательно что-то изобретает. Буквы стали очень важным изобретением. У одних народов они появились раньше, у других позже.

Сначала азбука

Кто и когда придумал наши буквы? Их звали Кирилл и Мефодий, они были братьями. Произошло это очень давно, наша земля тогда называлась Киевской Русью. В те времена на ней не было ни одной церкви, а зная, какие они древние, ты можешь представить, как давно это было.

Кирилл и Мефодий жили в Византии – большом государстве, расположенном на территории нынешней Европы. Тогда в Византии уже существовала письменность, книги. Кирилл был ученым, знал науки, изучал иностранные языки и часто посещал разные страны. Услышав незнакомую речь, он быстро начинал ее понимать. Однажды царь Византии направил его в Моравию, где жили славяне. Кстати, русские тоже относятся к славянским народам. Жители Моравии, говорившие на славянском, были вынуждены писать на латыни или греческом, так как своих букв у них не было. Латинский язык знали немногие, поэтому для простых славян книги были недоступны.

Кирилл вместе со своим братом Мефодием много работал, чтобы из славянской речи выделить звуки и придумать для каждого звука букву.  Они создали азбуку.  Свое название она получила по первым буквам: «А» называлась «Аз», «Б» - «Буки».  У других букв тоже были интересные названия, например, «Г» - глаголь, «Д» - добро, «Л» - люди, «С» - слово. Еще существовали такие буквы, как «пси», «кси», «ижица», «омега», «юс», «ферт». Со временем, русская речь изменилась и эти буквы стали не нужны. Некоторые из них убрал из азбуки царь Петр I, остальные исчезли в прошлом веке. Тогда же упростили и названия букв. Причиной тому – все те же изменения в языке. Если на старославянском говорили - «Аз», то сейчас на русском языке то же  самое звучит, как «Я». Поэтому «А» стали называть просто «а», «Б» - «бэ».  Все буквы разом решили называть не азбукой, а алфавитом, как в других странах.

Вот такая длинная история у букв. Они прошли долгий путь от наскальных рисунков до букваря, который теперь есть у каждого первоклассника. Открой книгу, посмотри на буквы!  Какие они замечательные!