Предлагаю учить алфавит на примере предметов, которые окружают ребенка дома. Они есть у всех, правда, на некоторые буквы возьмем запасные варианты. Если у кого-то вместо ванны душевая кабинка, то на букву «В» можно показать вазу. Итак, приступим.
- а Альбом
- б Банка
- в Ванна, Ваза
- г Газета
- д Дверь
- е Еда
- ё Ȅрш (щетка для бутылок), Ȅлка (если Новый год)
- ж Журнал, Жилет
- з Зеркало
- и Игрушка
- й Йогурт
- к Кастрюля
- л Ложка
- м Машина (если не игрушка может быть стиральная)
- н Нитки
- о Окно
- п Плита (газовая)
- р Ручка (шариковая, дверная)
- с Стол, Стул
- т Тапки, Телевизор
- у Утюг, Угол
- ф Фонарик, Фотография
- х Хлеб, Холодильник
- ц Цветок
- ч Чашка, Часы
- ш Шторы, Шапка
- щ Щетка (зубная)
- э Экран (телевизора, компьютера)
- ю Юбка
- я Яблоко, Яйцо
Что с этим делать? Показывать предмет, называть букву и указывать на ее изображение. Если нет покупного алфавита, напечатайте свой с фотографией ребенка, шаблон вы найдете здесь. Если у вас есть магнитная азбука, букву можно класть на предмет.
Без слов остались буквы Ы, Ь, Ъ, о них можно просто рассказать. На мягкий и твердый знак нет ни одного слова, а на букву Ы нет слов в русском языке, но эти буквы встречаются в середине и в конце слов, например, СЫР, СЪЕЛ, КУШАТЬ
Игры для запоминания букв и для общего развития
1. Рисуем буквы
Скажите ребенку: «Посмотри, какие веселые буквы получаются, если дорисовать к ним ручки и ножки, глазки и ротик. Попробуй сам! (вы рисуете букву, а ребенок дорисовывает к ней глазки, ручки, ножки) Знаешь, про буквы есть одна замечательная сказка, давай ее прочитаем» Перейти к чтению сказки «Веселые буквы».
2. Рисуем слова
Загадайте букву, ребенку нужно нарисовать предмет, название которого начинается на эту букву. Пусть изображение будет упрощенным, например, как здесь. Игра наоборот: взрослый рисует, а ребенок отгадывает, что нарисовано и на какую букву начинается загаданное слово.
3. Слова и понятия
Эта игра подойдет не только тем, кто только учит алфавит, но и школьникам и даже старшеклассникам. Один игрок
загадывает букву, второй придумывает слово, начинающееся на эту букву. Первый игрок должен объяснить значение этого
слова. Затем игроки меняются ролями. Второй задает букву, первый называет слово, на которое второй дает
объяснение.
Например:
- Мама: «Буква Л»
- Ребенок: «ложка»
- Мама: «ложка - столовый прибор, которым удобно кушать суп, кашу, йогурт, творожок»
- Ребенок: «Буква – Т»
- Мама: «Тапочки»
- Ребенок: «Тапочки – это обувь, которую носят дома»
4. Считаем и называем буквы
Если малыш умеет считать до трех или до пяти можно посчитать буквы в коротких словах:
кот, сон, рот, нос, сон, сок, дом, ель, рис, жук
бычок, горох, дятел, зайка, лимон, палка, ручка, сосна
Кроме счета, на примере написанных на листе бумаги слов можно повторять понятия «справа-слева», «первая-последняя», спрашивая какая буква, где находится.