Прочитала интересный рассказ про гусей и поняла, что сама об этих птицах знаю мало. А тут еще заметка в газете Комсомольская правда: «В Китае гуси вместо собак патрулируют окрестности». Надо разобраться, что же это за «зверь» такой – гусь. Кстати, рассказ вы можете прочитать здесь же.
Первое знакомство с гусями у малышей происходит при чтении русской-народной сказки «Гуси-Лебеди». В ней птицы играю роль отрицательного персонажа и должны изрядно напугать: ослушаешься родителей – схватят Гуси-Лебеди и утащат к Бабе-Яге.
Неужели гуси злые? В сказочной повести, написанной Сельмой Лагерлеф, домашний гусь Мартин добрый и заботливый. Речь идет о книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мультфильм, снятый по ней, называется «Заколдованный мальчик». Гном, обидевшись на мальчика по имени Нильс, уменьшил его рост до размеров мыши. Вместе с Мартином и стаей диких гусей Нильс совершил путешествие, где его ждали захватывающие приключения.
Это сказки, а как в жизни? Гуси – птицы умные. И то, что они собаку заменить могут, известно давно. Существует даже легенда о гусях, которые спасли Рим. Когда враг подошел к городу, они зашумели, подняли тревогу и разбудили стражу.
Дело в том, что эти птицы очень дружные. Живут они стаями, в которые входят семьи. Пары у гусей, состоящие из папы и мамы, складываются, как правило, на всю жизнь. В любой гусиной группе всегда выделяется один. Он ходит с вытянутой шеей, не отвлекается на еду. Он – сторож, охраняющий стаю. Завидев опасность, он взлетает в воздух. Остальные, как по команде, сразу же следуют его примеру.
Гуси бывают домашними и дикими. Подобное поведение характерно и для тех и для других. Дикие гуси – перелетные птицы. На зиму они улетают в теплые края, а весной возвращаются и строят гнезда для выведения птенцов. Как правило, гнезда находятся вблизи водоемов, ведь гусь – птица водоплавающая и шея у него такая длинная, чтобы нырять и доставать со дна озера или пруда какой-нибудь корм. По краю клюва у него есть мелкие зубчики, гусь пропускает через них воду, оставляя во рту пищу – насекомых, рачков, водоросли. Птицы хорошо плавают, а по земле ходят довольно быстро, высоко поднимая лапы. Такую походку называют «гусиным шагом». На прогулке птицы идут одна за другой, а мы называем такое движение – ходить гуськом.
Давным-давно люди приручили диких гусей. Но живя рядом с человеком, они сохранили свои повадки, разве что зимовать не улетают. В группе домашних гусей, тоже выделяется вожак, который зорко следит за безопасностью его команды, в особенности беспокоится он за птенцов. Настолько он внимателен, что не понятно, когда же он успевает есть. На домашнем дворе главная опасность для гусенка – кошка, которая может его схватить. Но эти хищники боятся взрослых гусей и близко к ним не подходят. Собаки тоже держаться подальше от птиц. Даже человеку стоит опасаться. Гусь может очень больно ущипнуть клювом.
Интересный факт
До появления шариковых ручек для письма пользовались стальными перьевыми, но и те появились лишь в 19 веке. Раньше писали гусиными перьями. Перья для письма затачивали особым образом. Для этого использовались ножи, получившие называние перочинные. Сейчас все маленькие ножи называют перочинными. Во время письма перо постепенно стиралось и его приходилось затачивать вновь. Александр Сергеевич Пушкин исписывал свои перья почти до самого кончика. В наши дни гусиное перо считается символом поэзии и писательского труда.
Литературные произведения
Сами же гуси, кроме названных выше произведений, упоминаются в сказках Л. Н. Толстого «Как мужик гуся делил», Братьев Гримм «Золотая гусыня», в рассказах К. Ушинского «Гуси» и Зощенко «Умный гусь».
Рассказ, который Сказитель предлагает Вам прочитать, принадлежит современному автору. Его написал Василий Кудрявцев. Итак, читаем!
Мои гуси
Гуси были бабушкиными. Домашними, деревенскими. Я приезжал из города в конце мая. Окрепших к тому времени гусят вместе со всем стадом уже можно было выгонять пастись. Сначала это были полянки недалеко от дома, а после того как гусята подрастали еще немного, я отправлялся с ними на все более дальние пастбища.
Вожаком нашего стада был красавец гусак с голубыми глазами. Перья на его крыльях располагались каким-то особым образом, из-за чего он выглядел кучерявым. Такой - он был единственным на всю деревню. Две гусыни - обычные. Ладные, с красивыми стройными шеями.
Когда кто-нибудь говорит о гусях, то нередко использует слово "гнать". Мои гуси были удивительно смышлеными. Нужно было лишь взмахнуть руками и как бы начать теснить их, но только до тех пор, пока все стадо не начинало двигаться. Потом казалось, что они понимают тебя без жестов и понуканий.
Гуси - птицы очень сильные. При общении с ними необходимо знать одно правило. Нужно держаться поодаль. В противном случае гусак, а чаще гусыни выгибали шеи, шипели, начинали издавать резкие звуки и бросались на обидчика. И если обидчик вел себя вызывающе, то ему могло не поздоровиться. У гусей сильный зубчатый клюв, которым они прибольнейшим образом могут ущипнуть и очень мощные крылья, которыми они начинаю размахивать и наносить очень сильные удары. Но в деревне дети с мальства умеют себя вести правильно. Кроме того гуси, наверное, чувствуют людей. Когда мы с друзьями выгоняли на пастбище три, четыре стада, то гуси из другого стада на нас не набрасывались.
Иногда взрослые гуси выясняли между собой отношения. Но привыкнув, они вели себя мирно по отношению друг к другу. Если же появлялось новое стадо, стычки были неминуемы.
Летом быстро набирала силы жара, трава подсыхала. Тогда мы вдвоем, втроем с друзьями со своими стадами отправлялись на край леса или на опушку, где гуси паслись на свежей травке. А мы разговаривали о чем-нибудь, читали книжки, по очереди, оставляя одного присматривать за стадами, бегали купаться на речку, находящуюся неподалеку.
Близость речки вырастала для нас в проблему. Понятно, что гуси любят воду, для них в деревне был пруд. Но к реке их подпускать нельзя. Стоило им в ней оказаться, извлечь их оттуда было очень трудно. Они легко плавают и против течения, а мы дети могли плыть только по течению. Поэтому выгонять гусей из реки приходилось вдвоем или втроем. Кроме того, если их прозевать, то они прямиком направлялись на другой берег. В начале лета там росла кукуруза. Целое поле. Зелень у молодой кукурузы нежная и сочная. Лакомство для гусей. Из-за них всходы могли погибнуть, за что нас отругали бы крепко. Но случались эти бегства не так уж часто, все-таки мы были внимательны. С моими гусями это произошло только один раз.
Мы проводили в лесу почти весь день. Уже к вечеру возвращались домой, кормили гусей сухой кукурузой и запирали их в специальных загончиках. Гуляя вместе, стада иногда смешивались. На обратном пути отделить своих от чужих было невозможно. Но когда гуси оказывались в загончике, чужак ложился отдельно. Надо было подойти и посмотреть. Если оказывалось, что гусенок приблудился, то брали его на руки и шли к друзьям.
Однажды мы решили взять с собою в лес патефон. Это был аппарат для воспроизведения музыки на большом черном виниловом диске - пластинке. Тогда во многих домах они были. Принесли мы патефон в лес, включили. Только музыка зазвучала, мои гуси как по команде перестали есть. Мы несколько раз повторили это и убедились, что всякий раз гуси щипать траву прекращают. Пришлось от прослушивания патефона в лесу отказаться.
Для ребят, которые каждый день пасли свои стада, было удивительно, что кто-то не различает своих гусей "в лицо". На самом деле они все разные и характеры у них отличаются. Задиристые, веселые, шумные, непоседливые. Мы редко им присваивали имена. Чаще называли их в соответствии с поведением "Любопытный", "Драчун". Находясь рядом с ними, испытываешь какое-то глубокое спокойствие. Ты уже знаешь их повадки. Они тоже тебя хорошо изучили.
К концу лета гусята начинали с разбега подниматься в воздух. Не высоко. Они были тяжеловаты для полета, но все-таки перелетали довольно большие пространства. Словно чувствуя нашу обеспокоенность, они, приземлившись, поджидали нас и дальше мы шагали вместе. Дорогу на пастбище и обратно они отлично знали сами.
Лето заканчивалось, и я прощался с ними, испытывая грусть. После каникул я возвращался в город. Зимой я часто вспоминал своего гусака и мечтал о прекрасном лете и о встрече в будущем году со своим голубоглазым красавцем. Заботливым и смелым.