Недостатки существующей системы обучения очевидны не только для родителей, но и для самих педагогов. Она не дает целостного восприятия предметов. Качественно изложить материал в рамках традиционного урока довольно сложно. Более того, главный недостаток системы заключается в том, что она дает слабую мотивацию к обучению.
Любовь к знаниям дает концентрированное обучение
Осознавая все эти факты, педагоги пришли к идее концентрированного обучения. Еще в конце прошлого века в школах стали внедрять интегрированные уроки и дни. Учителя предлагали собственные системы более систематизированного и углубленного изучения предметов. Наибольшего успеха во внедрении системы обучения собственной разработки достиг М. П. Щетинин.
Приготовиться к погружению!
Педагог-новатор назвал свою систему – «погружение». Суть ее заключается в следующем. Один или несколько учебных предметов изучается в сжатые сроки, например, курс химии – за две недели. Эффективность системы проверена на практике. Школа Щетинина существует с 1994 года. Она находится в селе Текос Краснодарского края и представляет собой поселение учителей и учащихся. Впрочем, четкого разделения учитель-ученик там нет. Ребята сами преподают предмет, который они хорошо освоили, своим товарищам. Значительная часть времени уделяется трудовому и эстетическому воспитанию.
У школы Щетинина много критиков. Да и я сама не смогла бы отдать туда своего ребенка, ведь дети живут там отдельно от родителей и видятся с ними нечасто. Тем не менее, результаты в виде выпускников, закончивших престижные вузы страны, у школы Щетинина имеются. Да и другие педагоги признают, что метод «погружения» дает следующие преимущества:
- Улучшается организация труда учащихся
- Ученики считают такие уроки более интересными
- Уровень знаний становится выше
- Растет мотивация к обучению
Концентрированное обучение предполагает организацию отдельных уроков в блоки с сокращением числа одновременно изучаемых дисциплин. Технически предлагается следующая реализация этого процесса. Один предметный блок изучается в течение 3-5 дней. Три дня – это минимум. Блок может включать в себя лекцию, самостоятельную и практическую работу, зачет.
Теперь вопрос: а из чего должен состоять блок, в который ученик будет погружаться? В педагогической литературе (Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с) приводятся разновидности концентрированного обучения:
- погружение» в сравнение,
- межпредметные «погружения» (А.И. Тубельский),
- метапредметные «погружения»,
- эвристические «погружения» (А.В. Хуторской),
- выездные «погружения» (А.А. Остапенко, Л.Н. Снегурова),
- «погружения» в образ (С.А. Терскова, Е.В. Шубина),
- «погружение» как средство коллективного способа обучения (С.Д. Месяц),
- «погружение» в культуру (Е.Б. Евладова) и т.д.
В ходе экспериментальной работы в школах, педагоги пришли к выводу, что для дошкольников и начальной школы оптимален метод «погружения» в образ. Например, учебный год начинается осенью. Это время года может стать образом для погружения. Что происходит осенью (окружающий мир), какие важные события связаны с осенью (история), читаем сказки, стихи, литературные произведения про осень (чтение, родная речь), собираем урожай и считаем овощи и фрукты (математика) и так далее. Образом может послужить какая угодно тема. Знакомство с ней лучше начинать либо с исторической, либо с естественнонаучной составляющей. Кстати, в школе Щетинина отдают предпочтение именно исторической составляющей, что, по мнению автора методики, прививает детям любовь к Родине, своим корням.
Для учащихся 5-6 классов рекомендуется метод «погружения» в сравнение. Сущность его заключается в том, что детям не дается готовый материал для изучения, они сами, анализируя сущность объектов, формировали понятие о них. Метод включает в себя этапы: наблюдение, нахождение оснований для сравнения, выделение сходства и различия, вывод. Также для учеников среднего и старшего звена подходят такие методы, как эвристическое, межпредметное и матапредметное «погружение». Эти методики в основном сводятся к выполнению творческих работ и их защите.
Море информации, исследований и открытий дает ученикам метод «погружения» в культуру, например, Древней Греции, Рима, Египта. Интересными и полезными также будут выездные «погружения». Например, природоведение и экологию можно изучать на базе загородного пионерского лагеря, точные науки – на базе научного учреждения.
Как родители могут помочь детям в учебе?
Все это было бы замечательно, вопрос только, когда будет? В основном наши дети продолжают заниматься по старой урочной системе. В ней, конечно, есть свои плюсы, например, успешная сдача тестов, но скука подрывает интерес к учебе.
Зная о методах концентрированного обучения и применяя их в домашних занятиях, готовя детей к школе, проверяя уроки, родители могут повлиять на отношение детей к учебе. Скажите, вы были бы рады видеть своего ребенка, стремящегося к знаниям? Зачастую школа рубит это стремление на корню, и малыш, который смотрел на мир восхищенно, становится маленьким скептиком. Как это грустно! Давайте, не допустим этого!