Хорошо, если в вашей семье сохранились старинные черно-белые фотографии.  Спроси у родителей, к какому времени они относятся? Скорее всего, это прошлый двадцатый век. На самом деле история фотографии началась намного раньше.

Камера-обскура

Так как любое изобретение начинается с идеи, истоки фотографии следует искать в глубине веков.  Древняя Греция – цивилизация, существовавшая до нашей эры, то есть  более 2000 лет назад. Одиссей, Ясон с золотым руном, троянский конь – что-то тебе непременно знакомо. Это мифы Древней Греции. Но цивилизация эта прославилась в веках не только мифами, ее великие ученые философы стали основоположниками многих наук. Среди них был Аристотель. В своих трудах он описал явление, которое его поразило. Однажды свет, пройдя через небольшое отверстие в оконной раме, нарисовал на противоположной стене пейзаж, который был виден за окном.

Такое же явление арабский математик Алхазен из Басры изучил более пристально. Ученый был арабом, жил в десятом веке нашей эры. Вспомни сказки про Аладдина. Халифы, визири… Алхазен в родном городе Басра был визирем, но любовь к науке заставила его оставить службу. Кроме математики он занимался оптикой – наукой о свете. Для наблюдения за солнцем Алхазен использовал палатку. В ее стенке было отверстие, через которое проходил свет и рисовал на противоположной стороне изображение солнца. Так ученый мог смотреть на светило, не опасаясь повредить зрение.

Помещение Аристотеля, палатка Алхазена  являлись по принципу действия камерами-обскурами. В последующие столетия подобные устройства находили разное применение. Астрономы с их помощью наблюдали солнечные затмения, а художники перерисовывали на бумагу изображения пейзажей. При этом устройство камеры-обскуры со временем становилось все совершеннее. Она становилось компактнее, в ней стали применять зеркала, объектив с линзой.

Обводить красками полученное через камеру-обскуру  изображение на бумаге было все-таки делом утомительным. Вот бы свет сам рисовал картины! Это стало возможным после открытия светочувствительных материалов.

Материалы для фотографии

Многие ученые исследовали вещества, реагирующие на свет. В начале 19 века первых значительных успехов достигли французские исследователи Ньепс, Даггерт, англичанин Тальбольт. Их методы получения фотографического изображения получили названия даггеротипия и тальботипия.

Снимки получали на металлических пластинах, стекле. Значительным прорывом стало изобретение американским фотографом Гудвином в 1887 году фотопленки.

Волшебный фонарь

И вот мы подошли к тому времени, когда появился кинематограф. В 1895 году в столице Франции Париже состоялся первый кинопоказ, который провели братья Огюст и Луи Люмьер. Они создали самый удобный аппарат для съемки и демонстрации фильмов. В середине 19 века многие изобретатели пытались усовершенствовать камеру-обскуру. Ее, оснащенную увеличительной трубой и светильником внутри, назвали волшебным фонарем. Разработки велись не только в Европе, но и в России.

В 1893 году Иосиф Андреевич Тимченко, механик, работавший в Новороссийском (Одесском) университете,  изобрел кинокамеру, снимающую на перфорированную пленку. К сожалению, даже после успешной демонстрации устройства научному сообществу, Тимченко не получил денег на развитие своего проекта. Ему отказали предприниматели и известный меценат Савва Мамонтов. Повернись дело иначе, страной изобретателем кинематографа была бы Россия.

День рождения кино – 28 декабря 1895 года. В этот день состоялся первый платный киносеанс, который проходил в подвале Гран-Кафе на бульваре Капуцинов. Братья Люмьер демонстрировали короткие ролики: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда». Последний фильм был настолько реалистичен, что испугал первых зрителей, которым показалось, что поезд движется прямо на них.

Если братья Люмьер предполагали, что назначение кинематографа – создание хроники, запечатление значимых событий с жизни общества, то директор парижского театра Жорж Мельес стал снимать фильмы по сценарию. Так появилось игровое кино, ставшее еще одним  видом искусства.

Сначала кино, как и фотография, были черно-белыми. Не сразу в кино появился звук, до 1927 года оно было немым. Во второй половине 20 века наступает эра цветного кино. А сейчас нас уже перестали удивлять невероятные эффекты, реализованные с помощью компьютерной графики. Раньше сложно было работать с кинопленкой. Ведь ее требовалось в темноте обрабатывать в разных растворах: проявителе, закрепителе, промывать водой, сушить. С появлением магнитной записи на кассеты процесс значительно упростился. Что говорить о цифровой записи, которая получила массовое распространение в наше время? Снимать кино может любой, была бы видеокамера. Но так ли все просто? На самом деле кино снимает человек и в основном от него зависит, получится ли фильм хорошим.