Чем старше становится ребенок, тем с большими проблемами ему приходится сталкиваться. Чтобы с ними справиться, нужно уметь управлять своими эмоциями. Это помогает вести себя верно, сосредотачиваться на цели. Для начала ребенку важно понимать свои чувства.

Для эмоций, которые испытывают дети, всегда есть причина. Обнаружить их можно в играх. Погружаясь в них, дети выражают свои чувства. В ходе игры можно уловить сигналы страха и потом завести о них разговор.

Наблюдайте

Внимательно присматривайтесь к движениям ребенка, обратите внимание на выражение его лица и жесты. Если верхние веки и уголки рта опущены, а взгляд рассеянный – человек испытывает печаль. В гневе глаза блестят, брови сведены, рот закрыт, губы сужены. Испытывая отвращение, человек сморщивает лицо и приподнимает верхнюю губу. Страх заставляет приподняться брови и верхние веки, при этом нижние веки напряжены, губы немного вытянуты. Эти и другие невербальные особенности проявления эмоций нам хорошо знакомы. Взрослый человек умеет их распознавать, да и дети быстро в них разбираются.

Обнаружив признаки той или иной эмоции, не стоит спрашивать ребенка: «Почему ты грустный?» или «Что тебя раздражает?». Даже зная причину своих чувств, дети могут замкнуться и ни чего не ответить. Лучше озвучить то, что вы видите. Например, сказать: «Ты, кажется, сегодня расстроена» и что-то иное по обстоятельствам. Обозначая чувства, которые испытывает ребенок, вы учите его самого называть и анализировать свои эмоции.

Помогут истории

Чтение и совместный просмотр фильмов также помогают познакомить ребенка с эмоциями. Книги повышают словарный запас о чувствах, рассказывают, как герои справляются со своими проблемами. Впрочем, сами взрослые, читая детские книги, начинают лучше понимать своих детей. Поэтому читайте детям вслух как можно дольше и обсуждайте вместе прочитанное.

На что обратить внимание?

  • Обращает ли ребенок внимание на свое эмоциональное состояние?
  • Может ли он определить эмоцию, которую испытывает в данный момент?
  • Осознает ли изменения в своем настроении?
  • Знает ли причину эмоций?
  • Понимает ли ощущения, возникающие в его организме, во время тех или иных эмоций?
  • Может ли представить, как эмоция скажется на его дальнейшем поведении?
  • Может ли различать предел для своих эмоций, когда он еще может ими управлять?
  • Учитывает ли свои эмоции при принятии решений.

Что дает нам власть над эмоциями?

Положительный ответ на все эти вопросы указывает на человека с высоким уровнем эмоционального развития. А развитый эмоциональный интеллект дает немало преимуществ в жизни. Управление эмоциями помогает стать здоровым. Этому способствует то, что человек научиться отключаться от проблем на отдыхе. Будет внимательнее к сигналам своего тела, чтобы вовремя предотвратить болезнь. Он будет счастливее, так как умеет радоваться простым вещам: вкусной еде, свежему воздуху и здоровому сну. А в ситуации стресса он сможет оставаться внутренне сбалансированным и осознанно преодолеет все невзгоды.

Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, будет успешным в работе и в отношениях с другими людьми. Ему проще принимать бизнес-решения. Его дела будут идти хорошо, так как он понимает чувства и потребности клиентов и партнеров. В отношениях пригодиться умение решать конфликты и выходить из ситуаций манипулирования и «эмоционального вампиризма».

Согласитесь, хорошие качества для жизни дает эмоциональный интеллект. Многие родители могли бы пожелать их не только детям, но и самим себе. Нам часто не хватает спокойствия, часто мы сами себя накручиваем и придумываем то, чего на самом деле нет. Работать над развитием эмоционального интеллекта могут и взрослые. Обучая детей, вы будете обучать самих себя. Начните с самого простого: наблюдайте и читайте книги.

В статье использованы материалы:

  • Курс «Современные стратегии реализации дошкольного образования» http://universarium.org
  • Д. Готтман Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей», М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015