Когда я училась в школе, одним из моих любимых писателей был Александр Дюма. Я прочитала все его романы, которые можно было заполучить в городской библиотеке. Хорошее было время, мой мир был наполнен героями, приключениями, интригами, тайнами.

Романы Дюма, как говорил сам автор, это вымысел, подвешенный на гвоздь истории. Недавно я увидела на библиотечной полке книгу «Сказки А. Дюма». Удивилась: «Надо же, а вот и чистый вымысел». Не удержалась, взяла почитать. Оказалось: вымысел, но не совсем чистый.  Сказка «Кегельный король» про токаря Готлиба, который получил возможность всегда выигрывать в кегли. Эта способность обернулась для героя настоящим проклятием, он потерял себя и друзей и только чудом спасся. Это сказка была для меня новой. А вот в «Сиреночке» безошибочно узнается сказка Андерсона «Русалочка», и «Белоснежка» Дюма мало чем отличается от той Белоснежки, которая нам уже хорошо знакома.

Как же так? Неужели плагиат? Напомню, что плагиат – это присвоение авторства чужого произведения. Простыми словами: взял чужое и выдал за свое. На самом деле, разобравшись в творчестве многих великих писателей, в том числе и русских, вы обнаружите немало подобных примеров. Схожие сюжеты в сказках находятся у многих авторов. Взять хотя бы «Аленький цветочек» Аксакова. Сюжет аналогичен европейской сказке «Красавица и чудовище». Сергей Тимофеевич Аксаков вспоминал, что сказка написана им со слов ключницы Пелагеи. Очевидно, что сама Пелагея тоже услышала сказку от кого-то.

Бродячие сюжеты

Давным-давно, когда еще не было ни книг, ни писателей, люди делились друг с другом сказками, передавая их из уст в уста. В каждой точке земного шара, где они жили, появлялись свои истории. Но не всегда люди оставались на одном месте. Они перебирались на новые территории.  Смешиваясь  с коренными жителями, они приносили им свои сказки. Например, «Золушка» изначально появилась в Индии. В Средние века во времена рыцарей она пришла в Европу. Ее героями стали европейские жители. В свое время французский писатель Шарль Перро изложил известный сюжет на бумагу. И вот всем, и нам в том числе, теперь известна сказка Шарля Перро «Золушка».

Некоторые исследователи считают, что не всегда сходные сюжеты сказок объясняются заимствованием. Они не исключают простого совпадения. Одни и те же идеи могли самостоятельно возникнуть у народов, совершенно не связанных между собой. Скорее всего, обе версии появления бродячих сюжетов верные.

Люди придумывают сказки, рассказывают их друг другу, записывают. Наш мир полон сказок. Почему же мы так их любим?

Великие тоже любят сказки

Если заглянуть в творчество великих писателей, среди их произведений,  уверена,  мы обязательно найдем хотя бы одну сказку.  В России авторская сказка появилась в начале 19 века. Говоря об этом, мы в первую очередь вспоминаем Александра Сергеевича Пушкина. Он писал сказки на протяжении всей своей жизни. Да и детство его тоже прошло с волшебными историями, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»  написал Н. В. Гоголь.  Конечно, это не сказки, а повести, но всяческой нечистой силы там много. Перу поэта Лермонтова принадлежит турецкая сказка Ашик-Кериб.  Кстати, жители Кавказа, знают и любят это произведение до сих пор.

«Мальчик у Христа на елке» - грустная сказка Ф. М. Достоевского о бедном ребенке. Сказки Л. Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан», «Праведный судья» также носят социальный характер, в них говориться о людях из народа и о несправедливости.

Зачем писатели пишут сказки?

На примерах упомянутых выше сказок можно сделать вывод о существовании разных типов в рассматриваемом жанре. Сказки бывают нравоучительные, волшебные, авантюрные (приключенческие). Но в них есть нечто общее.

Во всякой сказке есть вымысел и чудо, именно это и важно для нас. Чудо может быть и в жизни. Правда же, случается: Золушки находят принцев; тот, кого все называли Дураком, оказывается самым умным.

Вымышленные сказки  учат правде, учат жизни. В них главное – это мораль.  Еще они могут обличать недостатки, рассказывая о несправедливости и лжи, и  при этом непременно указывают на то, что добро всегда побеждает.

Так уж повелось, что всем детям рассказывают или читают сказки. Вероятно, как раз затем, чтобы научить жизни. С детства приходит к сказке любовь. Взрослея, мы удаляемся из волшебной страны. Но общение с детьми может вернуть нас туда.

Многие писатели указывают на то, что первые свои сказки они стали сочинять для собственных детей. А потом просто записывали их. А. Милн написал Винни-Пуха для своего сына Кристофера Робина. Астрид Линдгрен преподнесла «Пеппи Длинный Чулок» в качестве подарка для своей дочери. Незнайка Носова появился после того, как у автора родился сын.

Нескромно ставить себя в один ряд с именитыми писателями, но все же скажу. Мои сказки и сайт Сказитель тоже появились после рождения сына. В какой-то  миг малыш вернул меня в волшебный мир детства.   

В этот мир автор возвращается уже не в роли ребенка, и моложе он тоже не становится.  Он становится волшебником, который может создавать чудесные миры и творить восхитительные истории. Пожалуй,  в этом и состоит ответ на вопрос, зачем писатели пишут сказки. Потому что они нужны самым замечательным на свете людям – детям. Потому что, придумывая сказку, ты творишь чудо.