До XI века русская музыка существовала только в устном виде. Нотной записи не было. Во времена Петра I из-за границы выписывали иностранных музыкантов. Многие из них стали учителями первых русских исполнителей и композиторов.
Сначала развитие получила русская вокальная музыка. В 1759 году был напечатан первый сборник российских песен. При царском дворе проходили музыкальные театральные представления. Первая русская опера, дошедшая до нас, была поставлена в 1779 году. Она называлась «Мельник – колдун, обманщик и сват».
Послушайте эту мелодию
Это знаменитый «Соловей» Алябьева. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) музыкой увлекался с детства. Но музыкантом он стал не сразу. Он служил в Горном департаменте, потом в армии, принимал участие в военных действиях. Его молодые и зрелые годы прошли в переездах между Сибирью и Кавказом. С 30-х годов он постоянно жил в Москве. Алябьев писал оперы, баллады, романсы. Кроме «Соловья» большую популярность получил романс «Нищая» на слова Беранже. Произведения Алябьева востребованы и в наши дни.
Кто был Пушкиным в русской музыке?
Если Пушкин был создателем русского литературного языка, то Глинка был создателем музыкального языка. Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской области. Там и прошло его детство. Михаил был одаренным ребенком, много читал, занимался рисованием, но больше всего он любил музыку. Родители не хотели, чтобы он стал музыкантом, поэтому отправили его учиться в Петербург. После учебы, он должен был поступить на службу чиновником. Михаил окончил учебу, но все равно стал заниматься музыкой, он пел, играл на скрипке. Со временем он стал известен среди петербургских любителей музыки.
Первым крупным произведением Глинки была опера «Иван Сусанин». Она была посвящена подвигу крестьянина из села Домнина. Он ценой своей жизни спас от польско-литовских захватчиков юного царя Михаила Романова и его мать, которые скрывались в селе.
Глинка писал романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье», оперу «Руслан и Людмила»
Одним из знаковых произведений Глинки является «Комаринская» - фантазия для оркестра на темы русских песен. Она стала одним из самых замечательных произведений русской симфонической музыки.
А. С. Даргомыжский
Александр Сергеевич сочинял музыку с детства. Как и многие композиторы его времени, став взрослым, он сначала поступил на государственную службу. Серьезное отношение к искусству появилось у него после знакомства с Глинкой. В 30 лет Даргомыжский принял окончательное решение – посвятить себя музыке.
Важной вехой в его творчестве является опера «Русалка». Она была написана на основе незавершенной драмы Пушкина.
Даргомыжский дописал стихи и сочинил к ним музыку. Композитор писал романсы на стихи Лермонтова, Кольцова. Дельвига. Но Пушкин оставался его любимым поэтом. Романсы к его стихам и еще две оперы «Торжество Вакха» и «Каменный цветок» написал Даргомыжский. Последнюю оперу он не завершил, дописывали ее уже его друзья из «могучей кучки».
Могучая кучка
В 1855 году в Петербург приехал молодой композитор Милий Алексеевич Балакирев. Он сдружился с маститыми музыкантами, к нему потянулась талантливая молодежь. Балакирев стал собирать их всех вместе на занятия кружка, который и получил название «могучая кучка». На собраниях обсуждались произведения участников кружка, в котором участвовали Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. В 1862 году усилиями могучей кучки в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа.
М. П. Мусоргский
Талант у Модеста Петровича проявился с детства, но он не думал становиться музыкантов. Выходец из небогатой семьи, он вынужден был зарабатывать на жизнь, будучи сначала гвардейским прапорщиком, а затем мелким чиновником. В эти и последующие годы Мусоргский написал много замечательных романсов, большая часть из которых положена на слова его собственного сочинения.
Одно из самых крупных музыкальных произведений Мусоргского - опера «Борис Годунов». Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» композитор не закончил. В 1881 году он тяжело заболел и умер. «Хованщину» дописал Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» Кюи и Людов.
А. П. Бородин
Композитор, химик, общественный деятель, педагог – все это об Александре Порфирьевиче Бородине. Таланты этого удивительного человека проявились еще в детстве. Он рано научился играть на музыкальных инструментах, в десять лет начал сочинят музыку. Его комната была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для опытов.
Александр Порфирьевич закончил Медико-хирургическую академию, защитил диссертацию по химии. Все это время он продолжал заниматься музыкой. Встреча с Балакиревым вдохновила Бородина на создание симфонии. Но сочинять он мог только в свободное от основной работы время – на отдыхе или во время болезни. Поэтому музыка продвигалась медленно первая и вторая симфонии писались по нескольку лет. Оперу «Князь Игорь» Бородин писал 18 лет до самой смерти и так не успел закончить. Композиторы Римский-Корсаков и Глазунов дописали это замечательное произведение до конца. Опера «Князь Игорь» имела большой успех, была поставлена множество раз на сценах всего мира.
Н. А. Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской области. В 12 лет его отвезли в Петербург, где он поступил учиться в Морской корпус. В 17 лет вошел в «могучую кучку» и приступил к написанию своей первой симфонии. Затем была написана симфоническая картина «Садко», несколько романсов, опера «Псковитянка». В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.
Выдающийся композитор написал 15 опер, многие из которых навеяны сказками: «Снегурочка», «Кащей Бессметрный», «Золотой петушок»
П. И. Чайковский
Петр Ильич родился в городе Воткинске. Играть на пианино он научился в пять лет. Чайковский окончил петербургское училище правоведения и поступил на службу в министерство юстиции. Но он хотел посвятить себя музыке, поэтому поступил в Петербургскую консерваторию и за три года окончил ее с золотой медалью. Затем его приняли туда на должность преподавателя.
Чайковский был очень плодотворным композитором. Он написал несколько симфоний, опер («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта»), музыку для балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).
С. В. Рахманинов
Сергей Васильевич родился в имении Онег под Новгородом. С четырех лет он начал учиться музыке, а в девять поступил в консерваторию. Он учился сразу на двух отделениях: фортепиано и сочинения. На выпускном экзамене Рахманинов представил оперу «Алеко». Спустя год эта опера была поставлена на сцене Большого театра.
В двадцатом веке Рахманинов создает Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, кантату «Весна» и другие произведения.
Таким образом, знакомясь с русскими композиторами XVIII – начала XX века, мы можем заметить, что все они были увлечены музыкой с детства. Не у каждого была возможность посвятить все свое время любимому делу, приходилось зарабатывать средства на жизнь. Зачастую их специальность была далека от музыки. Но трудолюбие помогло им создавать произведения, которые стали гордостью русской классической музыки.