Освобождение Николаева
Еще за десяток километров до Николаева немцы, сосредоточив значительные силы, начали вести ожесточенные оборонительные бои. Каждый километр отвоеванной земли устилался трупами наших солдат и коней, покореженной техникой. Продвигались под непрерывным обстрелом пулеметов, артиллерии. Крепко доставалось от фрицевских «ванюш» - шестиствольных минометов. Их скрип при выстреле заставлял еще сильнее прижиматься к земле, укрываясь от разрывающихся мин. В землю закопаться было невозможно, копнул на штык, а глубже вода, кругом лужи, грязь.
Ни днем, ни ночью, трое суток подряд не прекращались бои. От большого фруктового сада на окраине города остались только размочаленные пеньки от снесенных стволов.
Убитые лежали сутками, трупы никто не убирал. По ним лишь плакали весенним соком загубленные яблони, прикрывая спящих солдат своими еще не распустившимися ветвями.
Горячей пищи все эти дни не видели. Наша батарейная кухня разбита снарядом. Едим черный кукурузный хлеб, захлебывая водичкой, не обращая внимания на то, что рядом в двух метрах лежат погибшие солдаты, сынки матушки пехоты.
Наконец вошли в город, немцы оставили его, не завязывая уличных боев. Николаев встретил освободителей пасмурной погодой, без восторга. Людей на улицах мало, чувствовалось, что народ много пережил, голодал.
Не задерживаясь, дивизия пошла в направлении Одессы.