Акварели

В разных странах есть города художников. Какие они, как образуются и чем живут – все это в живых очерках, подлинных фотографиях и рассказах маленьких путешественников Искателя и Мечтателя.

  • Планы
  • Искатель
  • Кому: Мечтатель

Привет, Искатель! Какие планы на выходные?  Мы собираемся  в город Художников. Их у нас два. Мы поедем в тот, который ближе к дому, мама сказала, что он более современный.

  • Re: Планы
  • Искатель
  • Кому: Мечтатель

Привет! Пока не знаю, что будем делать. Интересно, что это за город художников. Расскажешь. А тебе что, картины нравятся, ты же стихи пишешь?

  • Re: Планы
  • Искатель
  • Кому: Мечтатель

У нас на стене висят под стеклом три акварели, картины, нарисованные акварельными красками, про которые папа говорит: «Этим акварелям более восьмидесяти лет. Их написала наша родственница. Она член нашей Общей Большой семьи. Она была художницей»

На одной картине изображен маленький деревенский домик весь в зелени, на второй - одинокая береза у забора, а на третьей - вид Крыма. Выглядят они так, как будто их написали вчера.

Папа как-то рассказал: «Домик и березу наша родственница написала с натуры, а вот в Крыму она никогда не была. Скорее всего, она срисовала ее с картонной открытки, которые когда-то выпускались в больших количествах».

А мне кажется вид Крыма самым живым. Что-то похожее я вижу из окна нашей квартиры.

Я спросил у папы: «А что за странный забор на акварели с одинокой березой. Два столбика и две жерди, которые их соединяют. Одна вверху, а другая внизу. Даже я легко преодолею этот забор».

Папа ответил: «Этот забор отличается от некоторых заборов в городе. Заборов, которые отгораживаю часть мира, в которых  иногда не найти щели, чтобы заглянуть за него. Забор на картине ничего не заслоняет. Он граница. Животные подходят к забору и знают, что за ним живут люди, а люди знают, что за забором пастбище. И без надобности ни те, ни другие границу не нарушают».

Театрал

  • Re: Планы
  • Искатель
  • Кому: Мечтатель

- Я знаю, что дома тебя зовут Мечтателем. Называй меня Театралом. Я очень люблю театр.

Живет он один в однокомнатной квартире. Про стены его комнаты можно сказать, что они полностью в картинах. Это работы Театрала. Картины маслом.

Театрал увидел, что я рассматриваю картины и сказал:

- Все картины я писал с натуры. Вон та - это Париж, а та - Мадрид. Есть здесь Афины, Барселона. А вон та картина - это озеро Байкал. А вон та - Красноярск. Смотри их сам. Если будут вопросы, спрашивай.

Меня удивило, что все картины без рам. Когда я видел картины в гостях, они были все в рамах. И у нас картины в рамах. А здесь нет.

Я спросил его:

- Театрал, а почему у тебя картины без рам?

Он ответил:

- Они для меня, как дети. Я очень неохотно расстаюсь с картинами из этой комнаты. А так… хорошие рамы стоят дорого, а у меня небольшая пенсия.

Я продолжал рассматривать картины и подумал, что из-за них комната кажется меньше. А потом еще подумал и решил, что если на картину правильно смотреть, то она как окно в другой мир. И я переселился на озеро Байкал. Оттуда меня извлек папа.

Он сказал:

- У Театрала в подвале дома мастерская. Мы пришли, помочь ему подобрать картины для выставки. Это не персональная выставка. Будут и другие художники. Устраивают эту выставку во дворе большого собственного дома. Хозяева этого дома любят живопись и общение с художниками.

Мы спустились на лифте в подвальное помещение. Когда Театрал открыл дверь, я понял, что это комната чудес. В ней стоял мольберт, на столах лежали краски и кисти, сложенные далеко не идеально. Какие-то фигурки, различные предметы. Инструменты. А вдоль стен стояли картины по несколько в ряд. Нам предстояло вынимать картины, показывать их Театралу, и он выбирал нужную.

Папа, когда мы спускались в мастерскую, сказал:

- Мы отберем картины для выставки. Это хороший шанс. Может быть, удастся какие то продать. Театрал живет один. Пенсия у него не большая. Он стал болеть. У него есть дочь, но она живет в другой стране, и я лично с ней не знаком. Давай поможем ему.

Мы стали показывать картины Театралу. Он смотрел и выносил приговоры:

- Берем. Эту не берем. Эту я очень люблю. Не берем. Эту еще рано продавать пусть побудет.

Тогда папа сказал:

- Театрал, так нельзя. Я понимаю, они все тебе дороги, но ты ведь согласился участвовать в выставке и должен быть готов, что твою картину купят. Даже больше. Ты должен хотеть этого. Давай.

И мы снова стали отбирать картины.

Театрал говорил только два слова:

- Эту и отставим.

Скоро собралось на выставку работ двадцать.

После этого я обратил внимание на один из столов. На нем было какое-то сооружение из картона и проволок. Я спросил Театрала: «Что это такое?»

Он ответил:

- Это макет сцены и макеты декораций. А вон там альбом с театральными костюмами к спектаклю. Спектакль будет в Красноярске. Готовые работы я отошлю другу в Красноярск.  Я помогаю ему, он главный художник спектакля, он отвечает за декорации и костюмы. Он очень талантливый художник. Мы учились  с ним у одного Мастера. Я помню, как однажды Мастер остановился около его мольберта и спросил: «А где воздух?» И мой друг очень расстроился.

А я подумал: "Какой воздух? Ведь воздух не виден. Конечно, когда пыльная буря, то он как бы виден, но тогда вообще ничего не видно».

Когда мы расставались, Театрал сказал:

- Приходи. Я рад был с тобой познакомиться. У твоего папы хороший художественный вкус, и он любит живопись.

А я подумал: «Надо будет выяснить, что такое хороший художественный вкус».

Мы вернулись домой, и скоро я лег в свою постель. Засыпая, я вспоминал картины в комнате и мастерской Театрала и подумал, что они теперь для меня не чужие.

Израиль. Город художников

  • Город художников
  • Мечтатель
  • Кому: Искатель

Мы вышли из машины, захватив с собой воду, сухофрукты в коробке и большую шоколадку на всех.

Я спросил маму: «А где же город?»

Мама мне ответила:

- Скоро увидишь. Сделали это специально, чтобы  в выходные дни, когда сюда съезжается много машин, они не перегружали сам город. По городу гости передвигаются пешком. Здесь недалеко.

Мы зашли за группу деревьев на другой стороне дороги и оказались как бы перед воротами города. Дальше была улица и дома. Первый, кого мы встретили, был большой палевый ретривер (собачья порода такая). Он приблизился, поравнялся с нами и прошествовал по своим делам.

Мы шли мимо двориков, в глубине которых стояли одноэтажные дома, разной величины и вида. Раскрашенные в несколько цветов и одноцветные. С черепичными крышами. В некоторых дворах стояли отдельные скульптуры и даже скульптурные группы. Город выглядел весело.

Я спросил маму: «Здесь живут одни художники? Зачем они сюда собрались?»

Мама ответила:

 - Город молодой. Наверное, сюда в числе первых жителей приехал один художник или с другом, потом они пригласили сюда еще своих друзей, те своих.  Вот постепенно и собралось их на целый город. Причин собраться вместе немало.  Это дружба и взаимопомощь. Не всем одинаково  везет, а жить надо. Выручают друг друга. Благодаря большому количеству людей одной профессии создается особая творческая атмосфера в городе. Общая реклама. В стране знают про этот город и едут сюда с определенной целью: увидеть и часто - купить. Нередко приезжают за видом моря, а уезжают еще и с видом гор, написанным другим художником.  Город построен в очень живописном месте. Видны горы и море. Можно рисовать с натуры почти не отходя от дома. Здесь у многих сразу и мастерские, и магазинчики для продажи работ.

Магазинчики стали открываться, и мы начали заходить в них. Почти во все. Потом мы подошли к большому дому, в котором жила и работала мастер по  керамике.

Здесь посетители могли вместе с мастером или его помощником изготовить, например, декоративную тарелку. Сначала из глины, потом расписать ее и обжечь. В большом дворе этого дома была и печь для обжига. Удивительные, яркие, разнообразные изделия из керамики.

После мы зашли еще в два или три магазинчика, а потом пошли в кафе. Мы заняли столик, мама заказала три яблочных сока, которые готовятся в присутствии посетителей и пирожные.

Пока не принесли сок, мама рассказала о пожаре, который случился в городе Художников.  Произошло это почти три года тому назад. Гора, на которой стоит город, простирается на много километров на юг. Значительная ее часть покрыта лесом. В нем возникают пожары. Для того чтобы пожар не распространялся, над лесом летают легкомоторные самолеты.

Так было и в тот раз. Известно, что летчик сообщил в штаб о пожаре. Может быть, сообщение не приняли всерьез или так сложились обстоятельства, но дальше все развивалось по плохому сценарию. Пожар начали тушить всего несколько пожарных расчетов, а он разрастался, в дело вступила армия, авиация. С самолетов сбрасывали воду и специальный порошок для пожаротушения. Поднялся сильный ветер. Огонь перекинулся на верхушки деревьев и, подгоняемый ветром, стал быстро приближаться к городу Художников.

Потом из телевизионного сообщения стало известно, что пожар в направлении города Художников удалось остановить. В вечерних новостях ведущий спросил художника, жившего в этом городе, о пожаре. Художник рассказал: «Пожар подошел к условной границе нашего города. Загорелись дома на окраине. Сгорел мой дом. Погибли все мои картины».

Ведущий спросил его:

- А как же люди?

Художник ответил:

- Людей удалось вовремя эвакуировать.

- Значит, никто не пострадал? - спросил ведущий.

Художник ответил:

- Не стало части меня.

Мне еще предстоит это понять.

Палех

  • Re: Город художников
  • Искатель
  • Кому: Мечтатель

Крутая история про пожар! Я бы тоже расстроился, потеряв фотоаппарат и все свои снимки. А  города художников есть и у нас. Вот, например, Палех. Высылаю фотографии, чтобы ты все сам увидел.

По дороге в Палех видели чудо.  Гигантский укроп!  По правде, это высохший борщевик, и он очень опасен. Зелененьким его лучше не трогать, можно получить ожог. В растении есть особое вещество, попав на кожу, оно в сто раз усиливает действие солнечных лучей. Коснувшись борщевика, сразу ни чего не заметишь, но после прогулки на следующий день на коже появятся пузыри, словно ее опалило огнем. Ожог долго не проходит, поднимается температура, человек чувствует себя очень плохо, на коже могут остаться рубцы. Так что от борщевика нужно держаться подальше. А что делать, если ты случайно дотронулся до борщевика? Нужно закрывать два дня обожженное место, чтобы на него не попадали солнечные лучи, промыть кожу с мылом, намазать лекарством от ожогов.

Вот такое небольшое расследование мне пришлось провести по дороге в Палех. Сам городок оказался маленьким. Мы оставили машину около местного дома культуры.

Клуб показался мне похожим на старинное здание мэрии из фильма «Назад в будущее».  А весь город я бы назвал «Назад в прошлое». Невысокие дома, в основном деревянные. Чуть ли не на каждом из них памятная табличка, что здесь жил такой-то художник. Дело в том, что Палех древний город.  Он существовал  еще до 15 века. Испокон веков в Палехе жили художники. Они были иконописцами.  Свои знания они передавали из поколения в поколение. Мастерство художников высоко ценилось, их приглашали расписывать разные храмы по всей России.   Так и получил Палех славу города художников.

К двадцатому веку в большом количестве появились дешевые печатные иконы. У иконописцев работы становилось все меньше и меньше. А после революции 1917 года, иконы вовсе перестали пользоваться спросом, так как новая власть была против Церкви. В 1922 году живший в Москве палехский художник И. И. Голиков, увидев шкатулку с росписью из Федоскино, решил расписать такую же. Его работу оценили в Кустарном музее. Эта организация поддержала Голикова и других художников, решивших заниматься палехской росписью. Кустарный музей принимал их работы на продажу и снабжал заготовками.

Заготовки для шкатулок и других вещей, как раньше, так и сейчас делают из бумаги.  Интересно как?  Сначала из картона вырезают нужные детали, а затем их склеивают клейстером (этот клей из муки, можно сварить дома). Стенки, донышко получаются из нескольких слоев картона, наклеенных друг на друга. Их прижимают прессом и хорошенько просушивают.  После заготовки держат целый день в теплом льняном  масле и снова сушат. Потом, чтобы сделать заготовки ровными и гладкими их обрабатывают напильником и на станках. Далее они покрываются сначала шпатлевкой, а затем черным лаком. Художники расписывают шкатулки. Они пользуются красками, которые называются темпера, причем, приготавливают они их сами из сухого вещества и яичного желтка.

Лучшее место для знакомства с палехской росписью – это городской музей. Он был основан в 1935 году.

В музее много старинных икон, роспись можно увидеть не только на шкатулках, но и в виде картин. Экспонаты заключены в стеклянные шкафы. Рассматривая их, вспоминаешь сказки. Есть и сюжеты из обычной жизни, например, на большой картине «Палех» нарисован  почти весь город.

Есть в Палехе и другие музеи, посвященные выдающимся художникам. Мы побывали в доме-музее П. Д. Корина. Павел Дмитриевич Корин известен, как автор картины «Александр Невский».

Дому Корина более 100 лет и вещи в нем все старинные. Русская печь, полки, лавки, самовары. В комнате лежат предметы, необходимые для написания икон. В книжном шкафу видны корешки старинных книг, на стенах иконы и картины.

На картинах и люди, и природа Палеха. Вообще места там очень красивые. В центре города стоит Крестовоздвиженский храм. Это красивая церковь с сиреневыми куполами.

Вот такой есть у нас город художников. Правда, если быть точнее, это все-таки не город, а поселок городского типа. Но думаю, это не важно. Может быть, мы еще раз поедем в Палех, мы далеко не все там посмотрели.