Уровень эмоционального и интеллектуального развития детей можно проверить во время чтения сказки.  Этот прием в педагогике называется: «Изучение эмоционального поведения во время восприятия сказок».

Цель методики – изучить, как дошкольники  5-7 лет воспринимает сказку. Посредством наблюдения выявляются индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных моментов сказки.

Порядок проведения исследования следующий. Взрослый выразительно читает сказку. Наблюдая за поведением детей, мы можем отметить, сопереживает ли, сочувствует ли ребенок персонажу сказки.

Каким образом это выражается?

  • Сопереживание может выражаться копированием действий главного героя. Если герой страдает, у ребенка уголки губ опускаются, на глазах могут выступить слезы
  • Некоторые дети, сопереживая, могут реально воспроизводить некоторые эпизоды сказки, то ест выполнять образно те же действие, что и герой
  • При сильном сопереживании дети могут попытаться избежать его, например, закрывая глаза или даже ударяя себя
  • Когда герой избегает опасности, дети вздыхают с облегчением

Если у ребенка появляется эмоциональная оценка произведения, это отражается в его мимике. Сказка заканчивается хорошо, и на лицах слушателей мы увидим счастливые улыбки.

Если во время чтения сказки, вы наблюдаете у ребенка все признаки эмоционального поведения, то это говорит о его правильном развитии. Родители могут сами использовать подобную методику, начиная с пятилетнего возраста ребенка. Отмечайте, как со временем у него меняется эмоциональное восприятие сказок. Если же вы не всегда наблюдаете положительный отзыв, не расстраивайтесь, выбирайте подходящие сказки и продолжайте читать вслух каждый день.

Использованы материалы курса «Современные стратегии реализации дошкольного образования» http://universarium.org