У каждого из нас в детстве были игрушки. Одним мы отдавали предпочтение, другие участвовали в играх на вторых ролях. И раньше и сейчас набор игрушек является важной частью мира ребенка. У нас на слуху словосочетание – развивающие игрушки. На самом деле любая игрушка развивает, и более того участвует в формировании детской картины мира.
Что подразумевается под словами детская картина мира? Это совокупность всех пространств, из которых складывается отношение ребенка к миру. Здесь и отношение к окружающей среде, к другим людям, моральные нормы и ценности, отношение к себе и к своему будущему.
Детская картина мира в первую очередь формируется под влиянием взрослых и прежде всего в семье. Влияние взрослых распространяется через слова, личное поведение и через развивающую среду, которую они создают. Так мы и подошли к игрушкам, ведь именно они и есть важнейшая часть развивающей среды, наряду с книгами, детской мебелью и прочими вещами.
Значит, выбор и приобретение игрушек – процесс более важный, чем мы привыкли думать. Каждая игрушка – это один мазок кистью в детской картине мира, которую от рождения рисуем мы взрослые и сам ребенок. Какая картина получится в итоге?
Традиции и современность
Давайте, проследим, какими были игрушки в разные эпохи. С давних пор на Руси существовала народная игрушка, изготовленная вручную из натуральных материалов: дерева, бересты, ткани. Сейчас мы называем такие игрушки кустарными. До революции в царской семье кустарная игрушка была распространена наряду с прекраснейшими фарфоровыми куклами в бальных нарядах. Главной игрушкой для мальчика из царской семьи было знамя, из дворянской – солдатик, из крестьянской – конь. Для девочек самой значимой игрушкой являлась кукла.
В советскую эпоху по-прежнему распространена кустарная игрушка, а вот кукла приобретает детский образ. В связи с этим из собственного детства вспоминаются многочисленные маленькие пупсики-младенцы. А вот кукла-девочка особой популярностью не пользовалась. Мы стремились заполучить куклу-женщину или хотя бы чуточку на нее похожую, с длинными волосами, и шить для нее красивые наряды.
В 90-х годах прошлого века мечта девочек осуществилась, появилась кукла Барби с готовыми нарядами. Но многие из нас уже стали взрослыми. Теперь мы сами создаем развивающую среду и, соответственно, детскую картину мира для своих детей.
Что мы увидим с вами в типичном игрушечном магазине? Практически нет кустарной народной игрушки. В большом количестве представлены игрушки-животные (зооморфные игрушки). Куклы отражают некий гламурный бездельный образ, а не образ женщины – будущей матери. Отсюда проистекают такие явления, как анорексия, пластическая хирургия, утрата позитивного образа взрослого. Игрушки монстры порождены алчными идеями маркетологов современного мира. Те, кто создает монстров, на самом деле зарабатывает на детских страхах, ведь страшное детей не только пугает, но и влечет. В результате происходит демонизация образа человека, профанация сакрального, проще говоря – не остается ничего святого. А мы родители, не задумываясь, отдаем свои деньги, покупая то, чего не было в русской традиции ни в какие времена.
Любимая игрушка
Одно радует, значимой игрушкой для мальчиков и девочек является все же не монстр, а милое животное. Хотя минусов здесь тоже много. Почему мы акцентируем внимание именно на значимой, самой любимой игрушке? Дело в том, что она отражает перспективу жизненного служения ребенка. Солдатик – защита отчизны, кукла – материнство, семья.
Что же олицетворяют плюшевые мишки и пушистые зайцы? Мягкая игрушка для ребенка – это верный друг, который всегда ждет его дома. Это тепло и комфорт, которых порой так не хватает в наш, перенасыщенный информацией, век. В мягкой игрушке трудно разглядеть образ какого-либо жизненного служения, это скорее – символ детства – беззаботного, но окруженного со всех сторон заботой. Это путь к инфантилизации, и это уже заметно. Согласитесь, наши дети не такие самостоятельные, какими были мы.
А может быть, это нам - взрослым так не хватает сейчас тепла, что наши сердца тают при виде плюшевых мишек, и мы охотно покупаем их для наших детей? Поэтому и нужно помнить, что именно мы создаем детскую картину мира и делать это нужно разумно.
Конечно, если у ребенка уже есть игрушечный любимец, тут уж ничего не изменишь. Но пусть у детей будет больше традиционных игрушек, которые исключают развитие агрессивности, оберегают внутренний мир ребенка и побуждают его к сотворчеству и сотрудничеству. Возможно, стоит обратить свой взор к народной кустарной игрушке, к тому, что взращивалось веками и формировало нашу общую картину мира из поколения в поколение.