Для занятия на одного ребенка потребуются два альбомных листа А4, четыре листа белого картона, цветные карандаши, клей, ножницы.
Цель
Ход занятия
На зимней прогулке обратите внимание ребенка на снежинки, попробуйте их рассмотреть. Расскажите:
«Каждая снежинка – это замерзшая капелька воды, а правильнее сказать - водяного пара. Вспомни, когда кипит чайник от него поднимается пар. Когда высыхают выстиранные вещи – это значит, что вся вода из них испарилась. Пар разлетается в воздухе. На нашей планете образуется много пара, он идет от океанов, морей, рек и от твоего чая, когда ты ждешь, что он остынет. Пар поднимается высоко в небо и может летать над планетой с ветром. Например, от океана прилететь к нам. А над нами зима – холодно. Столкнувшись с холодом, водяной пар превращается маленькие кристаллы льда – снежинки».
Дома покажите фотографии снежинок, выполненные с большим увеличением. Рассмотрите их внимательно с ребенком и сделайте вывод о том, какие они красивые, и все - разные.
«Природа творит чудеса. Можно ли представить себе, что весь-весь снег на улице состоит из снежинок и среди них нет ни одной одинаковой? А именно так и обстоят дела. Ученые убедились, что каждая снежинка уникальна. Впрочем, стоит ли удивляться? На нашей планете так много людей и каждый человек неповторим. Мы отличаемся друг от друга не только внешностью, как снежинки, но и нашим внутренним миром – характером, интересами, поступками».
Попробуем создать снежинки такими же красивыми и разными так, как это делает природа. Будем рисовать!
Альбомные листы разделите на 4 части. Предложите ребенку на каждой получившейся карточке нарисовать по одной красивой снежинке. Пусть они хотя бы чуть-чуть отличаются друг на друга. Должно получится 8 снежинок, но не каждый ребенок справится с таким объемом работы, поэтому ему, возможно, потребуется ваша помощь.
Предложите ребенку рассмотреть получившиеся снежинки. Пусть попробует среди них найти в чем-то схожие снежинки. При нахождении сходства складывайте карточки вместе. Так мы должны получить 4, 3 или 2 группы снежинок, что непринципиально.
Скажите ребенку, что все снежинки живут в одном царстве, а вместе они собрались по семействам. Царству, каждому семейству и каждой снежинке нужно придумать название.
Например:
- Царство – снежинки
- Семейство – игольчатые
- Вид – Стрелка
Теперь карточки можно наклеить на картон по две на один лист, а рядом выполнить надписи. Что-то это напоминает? У нас получился гербарий снежинок! Когда ученые изучают растения они тоже ищут между ними сходства, и по этим сходствам объединяют их в группы. Такой метод исследования называется классификацией. Классификация помогает навести порядок в знаниях и приводит к новым открытиям.
Наш гербарий снежинок заслуживает красивого оформления. Соедините листы в книжку, сшив края. На обложке напишите название. Украшайте книжку так, как подскажет ваша фантазия.
Также вы можете прочитать ребенку добрую сказку о мышонке зиме и снежинках.