Первое знакомство с методикой Надежды Сергеевны Жуковой началось с книги «Я говорю правильно».  Это пособие предназначено для занятий с детьми от года до трех лет. Дальше идет букварь, рекомендованный для обучения чтению дошкольников. Об этих двух книгах мы поговорим подробнее, а также познакомимся с другими букварями и книгами.

Развитие речи

Первые уроки устной речи нужно начинать, еще, когда ребенок не умеет говорить. Об этом пишет Надежда Сергеевна Жукова на первых страницах своей книги «Я говорю правильно». Далее автор дает рекомендации для родителей по развитию, рассказывает, какие выбирать игрушки для детей, дает примеры игр и занятий по развитию памяти, внимания и мышления. Все рекомендации родителям прочитать однозначно стоит. Ведь Надежда Сергеевна является известным советским и российским педагогом и логопедом. У нее огромный опыт и стаж работы, имеются научные труды по педагогике, благодаря ее активной общественной деятельности в 60-х годах в детских садах стали появляться логопедические группы.

После рекомендаций педагога в книге «Я говорю правильно» следуют занятия. На каждом развороте большая иллюстрация. Рисунки, действительно крупные, что облегчает малышам их восприятие. Текст каждого занятия содержит небольшое задание родителям, в котором рассказывается, как нужно проводить урок. Взрослый читает рассказ-сказку, в ходе которого малыша просят тем или иным образом произносить тот или иной звук. Артикуляционные и голосовые упражнения, приведенные в книге, ребенок выполняет легко и с удовольствием.

Учимся читать

Если речь у малыша хорошо развита и родители хотят научить его читать до школы, можно обратиться за помощью к «Букварю» Н. С. Жуковой. В начале этой книги педагог дает лишь 7 советов родителям, и уже на следующей странице мы увидим букву «А», а на следующих – «У», «О», «М», «С» и другие. Как видите, порядок не азбучный. Обучение начинается с букв, которые чаще встречаются в русском языке и наиболее легки для изучения. Автор призывает родителей не заучивать предварительно все буквы алфавита. Уже после знакомства с буквой «С» приводится первый урок соединения букв в слоги. Здесь и проявляется своеобразие методики Надежды Жуковой: единицей чтения является не буква, а слог. Автор считает, что по этой методике ребенок быстрее выучится читать и потом будет грамотно писать. В букваре практически на каждой странице есть рекомендации для родителей по занятиям с детьми, набранные мелким шрифтом, который не отвлекает внимание ребенка.

Среди отзывов на «Букварь» Жуковой, изредка встречаются жалобы, что ребенок так и не научился читать, хотя большинство родителей четырехлеток в восторге от полученного результата. Тем не менее, все дети разные, и можно попробовать позаниматься по другому букварю. Стоит обратить внимание на книгу Елены Бахтиной «Букварь для малышей от двух до пяти». Ее автор является создателем и руководителем «Школы гениев». В основу своей методики Елена Бахтина поставила ассоциативное мышление. Каждой букве в алфавите соответствует определенный образ. Например, у буквы «З» ушки, как у зайчика. Сначала изучаются буквы и только потом их соединяют в слоги. В пользу Букваря Бахтиной говорят многочисленные положительные отзывы, а так же тот факт, что его рекомендуют московские преподаватели курсов по подготовке детей к школе, по другим регионам предпочтение пока отдается букварю Жуковой.

Научить ребенка читать в 4 года – хорошо, но не всегда получается, ведь каждый ребенок – индивидуальность. Подготовку к школе можно начать и в шесть-семь лет. Есть буквари, рассчитанные специально для этого возраста. Например, «Букварь с крупными буквами» Н. Н. Павловой. Букварь Жуковой для ребенка этого возраста будет уже не интересен, Наталья Николаевна Павлова при составлении своей книги учитывала особенности развития детей шести-семи лет. Это заметно уже по картинкам, на которых изображены не малыши, а школьники. По оформлению и по методике обучения букварь Павловой близок к учебному пособию, по которому занимаются в первом классе по программе «Школа России». Букварь пригодится школьнику для дополнительных занятий.

Веселые буквари

Существует отдельная категория книг, в которых есть алфавит, но букварями они не являются. На каждую букву в них есть стихотворение. Такой букварь скорее для развлечения, чем для обучения. Но он обязательно должен быть у ребенка, ведь и его у родителей в детстве наверняка что-то подобное было.

Например, книга «Зоопарк от А до Я» Татьяны Рождественской. Все стихи посвящены животным. Каждый разворот – красивые рисунки и стихи. На некоторые буквы стихи написаны про нескольких зверей. Вот скажите, есть ли живое существо на букву Ю? Оказывается есть, называется юруми. Только на букву Й автору пришлось написать стихотворение про йогурт. Но ситуацию спасла Мышка – главная героиня книжки, она с удовольствием его съела, а потом продолжила путешествие по зоопарку.

«Зоопарк от А до Я» – универсален, послужит и малышу, и младшему школьнику. Вот еще один пример такой всевозрастной книги: «Веселый букварь» Андрея Усачева. Андрей Усачев – замечательный поэт и писатель. Его стихи написаны с юмором, заряжают позитивом, даже взрослые читают их с интересом. Подробнее об авторе можно почитать здесь.

Итак, мы завершаем этот небольшой обзор. Сколько же букварей нужно ребенку? Для занятий подбирается один, даже если, тот, идеальный для вашего ребенка, найдется не сразу. А вот веселых букварей – чем больше, тем лучше!